Главная

Электронная коммерция: что это такое, как она работает, виды e-commerce и примеры

Дата: 2023-07-05 | Время чтения: 7 минут (1335 слов)

Электронная коммерция — это торговля, которая совмещает в себе все платформы и сервисы, где продажи и покупки осуществляются онлайн.

Данная деятельность появилась изначально в Америке. В Европе она возникла позже. После развития цифровизации и активного перехода бизнеса в онлайн электронная коммерция пришла на российские и китайские рынки.

В настоящее время e-commerce — это не только финансовые сделки и торговля, но также множество других процессов (например, маркетинг и рекламные кампании). По техническим характеристикам интернет-коммерция состоит из базы данных (для сбора сведений о продукции, потребителях и платежах), сервера (места хранения базы и обработки необходимых запросов) и доставки продукции.

Как работает электронная коммерция

Что требуется для интернет-коммерции кроме сервера, клиентской базы данных и службы доставки:

  1. Онлайн-платформа, которая выступает магазином. Форматы могут быть разные: от собственного сайта до создания страницы в соцсетях.

  2. Реклама, привлекающая покупателей на интернет-платформу. Как пример, email-маркетинг, таргетинг, поисковая/контекстная реклама и другое.

  3. Системы для автоматизации (CRM-система, программы для документооборота, онлайн-касса, чат-боты).

  4. Сервис для клиентов. Это сотрудники, у которых невозможно автоматизировать рабочий процесс. Так, для отправления товаров со склада нужен человек, а не программа.

Для понимания, как проходит алгоритм e-commerce, разберём этапы интернет-торговли:

  1. Клиент знакомится с продукцией через рекламу, переходит на сайт, просматривает ассортимент и решает вопрос о приобретении продукции. Если решение положительное, оформляет заказ.

  2. Оформленный заказ переходит на сервер, а после, через специальную программу, к специалисту.

  3. Специалист проверяет заявку и смотрит, есть ли товар на складе. Если необходимая продукция в наличии, заказ подтверждается, и клиент оплачивает покупку.

  4. Далее происходит автоматический запрос к финансовой системе для обработки оплаты.

  5. Менеджер подтверждает платёж и клиенту приходит автоматическое сообщение: оплата принята, а заказ находится в обработке.

  6. Заявка отправляется на склад, где работники собирают заказ.

  7. Служба доставки отсылает заказ покупателю.

  8. Как только товар покидает склад, сервер сообщает об этом покупателю по sms, электронной почте либо в мессенджере.

Если продукция не материальная, а цифровая, шаги в алгоритме, связанные с доставкой, пропускаются.

Виды e-commerce

Виды электронной коммерции делятся на:

  1. B2B (Бизнес для бизнеса). Подразумевается взаимодействие организаций между собой (заключение сделок, составление партнёрских контрактов). Для переговоров в B2B применяются отдельные интернет-платформы.

  2. B2C (Бизнес для покупателя). Предоставление товаров и услуг физлицам для личного потребления. Осуществляется через интернет-магазины и сервисы. Из значительных плюсов, что фирма экономит на аренде торговых и складских помещений.

  3. B2G (Бизнес для государства). Это взаимодействие юридических лиц с правительством. Например, портал государственных закупок РФ. В модели B2G организации соблюдают определённые условия, создаваемые госучреждением. Достаточно сложный, но прибыльный бизнес, так как государство является крупнейшим и надёжным клиентом.

  4. С2С (Покупатель для покупателя). Осуществление сделок, которые совершают физлица между собой. Известные площадки: «Авито», BlaBlaCar, Ebay и прочие.

  5. G2C (Государство для граждан). Взаимоотношения правительства и граждан через интернет-ресурсы. Сюда же относится информационная осведомлённость населения, соответственно, G2C не всегда о коммерции. Примерами служат оплата налогов, регистрация проектов, приобретение разрешительных документов.

  6. C2B (Покупатель для бизнеса). Необычный тип e-commerce, так как потребитель сам определяет, какая стоимость будет у продукции. Покупатели голосуют за определённую цену, а окончательное решение принимает компания. С2В — это такой тип коммерции, при котором онлайн-платформа выступает посредником, ищущим продавца за сформированную клиентами цену.

  7. G2G (Государство для государства). Происходит через интернет-ресурсы и представляет организацию документооборота в органах власти государства.

  8. B2E (Бизнес для сотрудников). Это разнообразные системы внутрикорпоративного электронного бизнеса или же коммерческие взаимоотношения с работниками. Для реализации используется онлайн-платформа интранет, функционирующая как корпоративный сайт.

  9. B2B2С (Бизнес для бизнеса и для покупателя). Представляет объединение двух самых популярных видов электронной коммерции. Например, онлайн-пиццерия, которая не работает без службы доставки. Формируется следующая цепочка: производитель пиццы – служба доставка(В2В) – потребитель (В2С).

  10. D2C (Прямые продажи). Современный и новый тип электронной коммерции, который набирает популярность среди компаний. Подразумевает привлечение клиентов через соцсети, приложения и другие каналы напрямую к бренду. Примером послужит Nike, отказавшиеся от площадки Amazon и создавшие своё мобильное приложение.

В современных реалиях наиболее распространёнными видами являются В2В и В2С.

Достоинства и недостатки электронной коммерции

Достоинства

  • Уменьшение затрат. Переход бизнеса в интернет снижает расходы компании. Например, для открытия магазина в онлайн-формате не потребуются аренда помещения и поиск работников.

  • Расширение базы данных. Интернет-ресурсы дают возможность продавать в глобальном масштабе без больших затрат (если товар материальный, нужно подумать о возможности и организации доставки по всему миру). В случае торговли информационными и цифровыми товарами рынок для вас неограничен.

  • Минимальное число посредников. Компании могут взаимодействовать самостоятельно с клиентами без посредников при условии е-коммерции. Это способствует экономии ресурсов, оптимизации качества обслуживания и изменению стоимости товара.

  • Точный анализ продаж. Системы аналитики отслеживают продажи, развитие организации и остальные процессы.

Недостатки

  • Привязанность к интернету. Не все регионы имеют свободный доступ к онлайн-ресурсам на высокой скорости, что сильно замедляет продвижение интернет-коммерции.

  • Особенности законодательства и налогообложение. Зачастую препятствием к совершению успешных сделок служит отсутствие регулирования электронного бизнеса со стороны правовых норм.

  • Сохранение безопасности. Онлайн-бизнес должен быть под высокой защитой от мошенников и хакеров, так как содержит конфиденциальные данные покупателей, самой организации и сотрудников.

  • Авторское право. Одна из самых актуальных проблем. Ведь случается так, что уникальную информацию сливают в свободный доступ без разрешения владельца.

Примеры электронной коммерции

Аукционы

Представляют собой специальные интернет-ресурсы, на которых продаётся особенная продукция. При таком формате действует принцип, когда цены на товары устанавливаются покупателями. Лот достаётся тому, кто указывает самую высокую стоимость.

Так работают многие площадки, например, интернет-аукцион «Мешок», где пользователи под товаром предлагают свою максимальную сумму.

Интернет-аукционы получают выгоду через автоматизированные продажи.

Биржи

Платформы, на которых взаимодействуют заказчики и исполнители. Первые размещают необходимое задание, а вторые предлагают свою цену за выполнение работы. Биржи имеют множество тематик. Как пример, биржа копирайтинга «eTXT». На ней вы найдёте исполнителя для написания качественного текста любого формата.

Биржа получает прибыль за комиссию при переводе заказчиком денег исполнителю.

Онлайн-каталоги

Сайты, размещающие ссылки на другие интернет-ресурсы или на онлайн-магазины. Каталоги используются клиентами для поиска товара или услуги в интернете (например, косметологические услуги). Прибыль от каталогов идёт с предоставления места онлайн-магазинам для ссылок на свою продукцию или от комиссии с покупок, сделанных потребителями.

Сервисы коллективных покупок

Платформы, на которых группа людей выкупает у продавца большое количество товара по оптовой цене.

Выгода предоставляется как для продавцов (в виде расширения клиентской базы и скидок), так и для сервиса (доход от продажи прав на получение скидки).

Как государство регулирует электронную торговлю

Специфика рынка онлайн-бизнеса заключается в коммерческой деятельности в сети Интернет, которая не знает границ. В связи с этой особенностью становится особо важно обозначить рамки допустимого в ведении такой деятельности через вмешательство законной власти.

Электронная коммерция в России регулируется Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об электронной цифровой подписи», ФЗ «О техническом регулировании» и иными федеральными актами и законами, а также соглашениями сторон.

Интернет-торговлю регулируют и акты Центрального банка, которые определяют правила онлайн-сделок, защищают права потребителей и устанавливают ответственность.

Заключение

Электронная коммерция — это осуществление продаж в сети Интернет. Для работы по модели e-commerce организации требуется:

  • клиентская база данных;
  • сервер;
  • служба доставки;
  • интернет-платформа;
  • рекламные источники;
  • CRM-система;
  • клиентская служба.

Образцами такого вида коммерции служат не только привычные онлайн-магазины, но и биржи, аукционы, каталоги и коллективные покупки.

Из основных достоинств продажи в интернете — отсутствие затрат на аренду помещений и необходимого оборудования, уменьшение затрат на сотрудников. Также возможность глобального расширения бизнеса и продажи своих товаров/услуг по всему миру. Из недостатков стоит отметить ненадёжную защиту личных данных покупателей и компании, высокую конкуренцию и наличие плагиата.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Там вы найдёте самые интересные тренды и новости в сфере digital-маркетинга и технологий. Подписывайтесь и будьте в теме вместе с нами!

Vkontakte

LinkedIn

Twitter

Telegram

Поделиться

Если статья была вам полезна, поделитесь с вашими друзьями ;)

Vkontakte

LinkedIn

Twitter

Telegram