Автоматизация маркетинга через сценарий

Что такое сценарий автоматизации

Сценарий — один из самых полезных инструментов автоматизации маркетинга. Он представляет собой цепочку из условий и действий, которые последуют при их выполнении.

Сценарий позволяет не только автоматизировать взаимодействие с подписчиками, но и визуализировать Customer Journey Map. С его помощью можно проследить путь клиента с момента знакомства с брендом до момента совершения целевого действия, например, покупки.

Выстраивайте сценарии любой сложности. Начните с автоматизации простых процессов. Назначьте пользователю промокод, как только он скачает мобильное приложение. Или добавьте его в сегмент, если он заинтересуется какой-нибудь категорией товаров и перейдет по ссылке в письме. Шаг за шагом вы научитесь создавать более сложные цепочки и реализовывать такие механизмы, как кросс-продажи или напоминание о брошенном калькуляторе.

Классические маркетинговые сценарии

  • Приветственная цепочка;
  • первая покупка;
  • брошенная корзина;
  • управление лояльностью клиентов;
  • реактивация спящих клиентов;
  • напоминание о платеже.

Как создать сценарий автоматизации

Прежде чем приступить к настройке сценария, необходимо подготовить объекты платформы, которые вы собираетесь использовать. Создайте и настройте базы данных, ресурсы, сегменты, шаблоны, кампании, промокоды и др.

Для создания сценария автоматизации откройте раздел “Сценарии” в главном меню, а затем нажмите на кнопку “Создать” в верхней панели.

Шаг 1. Настройки нового сценария

В настройках выберите базу данных, профили из которой будут участвовать в сценарии.

Теперь укажите режим повторного входа профилей в сценарий.

ПравилоОписание
Отключить повторный вход в сценарий для профиля клиентаПрофиль клиента может попасть в сценарий только один раз. Даже если он выйдет из сценария, он не сможет попасть в него снова ни при каких обстоятельствах.
Отключить повторный вход для задействованных в сценарии профилей клиентовЕсли профиль в данный момент уже захвачен в сценарий, он не может попасть в него еще раз. Но если профиль выйдет из сценария, он сможет попасть туда снова.
Перезапускать сценарий для профиля при повторном вхожденииКак только сработает триггерное событие, профиль, даже если он уже прошел почти через весь сценарий, перейдет на первый шаг, т.е. для него сценарий начнется с самого начала.
Обрабатывать каждую запись профиля в сценарии отдельноНезависимо от того, сколько раз профиль уже был захвачен в сценарий и есть ли он там сейчас, он попадет в него снова, когда выполнится условие захвата. При каждом попадании он пройдет все шаги сценария от начала до конца.

Шаг 2. Основные настройки

Перейдя в редактор, на верхней панели укажите название сценария. В блоке О сценарии можно добавить описание, указать теги для быстрого поиска, а также назначить группы доступа.

Шаг 3. Выберите условие запуска сценария

Сценарий может быть запущен при выполнении триггерного условия.

Триггер подойдет для автоматизации пути отдельно взятого клиента в рамках какого-либо бизнес-процесса. Например, вы можете поприветствовать нового пользователя интернет-магазина цепочкой писем или напомнить клиенту о брошенной корзине.

Для использования доступны следующие триггеры:

  • По умолчанию — данный элемент есть в любом сценарии и не подлежит удалению. Триггер позволяет автоматически направлять в сценарий профили из различных точек входа платформы.

  • Выполнение действия — активируется, когда профиль выполнит определенное действие в рамках канала.

  • Обновление через форму — данный триггер захватит в сценарий те профили, чьи данные будут обновлены в результате заполнения формы.

  • Добавление/изменение подписки — данный триггер захватит в сценарий профили, статус подписки которых был добавлен или изменен.

  • Сегмент по расписанию — группа профилей, соответствующая определенным условиям, попадает в сценарий по заданному расписанию.

  • Изменение в статическом сегменте — данный триггер захватит в сценарий профили, у которых было зафиксировано определенное действие в сегменте.

  • Изменение связи — триггер запускается при изменении связи между профилями: как прямой, так и обратной.

  • API импорт — триггер активируется, когда в базу данных добавляется новый профиль через API запрос.

  • Любой импорт — триггер активируется, когда в базу данных добавляется новый профиль любым способом: посредством API запроса или вручную, из карточки профиля.

  • Импорт вручную — данный триггер позволяет автоматически направлять в сценарий профили, которые были вручную добавлены в выбранную для сценария базу данных.

  • Импорт через попап — триггер сработает, если в базе будет создан новый профиль в результате того, что пользователь заполнил и отправил форму в pop-up окне.

  • Активация пикселя — профиль попадает в сценарий, когда активируется пиксель.

  • Импорт через форму — триггер сработает, если в базе будет создан новый профиль в результате того, что пользователь заполнил и отправил форму.

  • Заполнение формы — триггер сработает только в случае, если форма была заполнена по переходу из письма.

  • Изменение значения поля — триггер активируется, когда заданное поле профиля принимает нужное значение.

Шаг 4. Постройте цепочку

Визуализируйте путь клиента, добавив шаги в сценарий.

Все элементы сценария поделены на четыре категории: Триггеры, Операторы, Каналы и Действия.

Функции и элементы триггеров мы уже описали выше.

Операторы влияют на движение профиля по сценарию и включают следующие элементы:

  • Пауза — устанавливает интервалы между действиями сценария. С помощью этого элемента вы можете настроить время запуска элемента, следующего за ним.

  • Лучшее время отправки — устанавливает перед следующим элементом сценария паузу, рассчитанную на основе данных ML-сервиса. Профиль не перейдёт на следующий элемент, пока не наступит оптимальное время для отправки ему сообщения.

  • Условие — реализует логический выбор следующего шага сценария для профилей клиентов.

  • JSON фильтр — при запуске сценария через API можно передать специальное поле content, которое будет содержать данные в формате JSON. На основе этих данных вы можете определить дальнейшие действия профиля.

  • Перейти в сценарий — отправляет профиль в начало другого сценария или в определённый элемент другого сценария. При этом текущий сценарий и сценарий, в который профиль переходит, должны использовать одну базу данных.

  • Узел распределения — создаёт несколько элементов, разделяющих варианты развития сценария для профилей клиентов независимо от каких-либо условий.

Каналы — элементы, с помощью которых профилю отправляется сообщение.

  • Email — позволяет отправлять клиентам наибольшее количество контента, так как в письме могут использоваться различные элементы графического оформления, а также интерактивные элементы, повышающие уровень вовлечённости клиентов.

  • Размещение — инструмент для размещения контента подписчикам на определенном ресурсе с возможностью последующей отмены.

  • Push — гораздо выгоднее SMS, так как их отправка фактически ничего не стоит. В то же время, с помощью мобильных и браузерных уведомлений можно существенно увеличить вовлечённость клиентов.

  • SMS — помогают эффективнее всего организовать транзакционные уведомления, так как для получения SMS клиенту достаточно оставить вам свой номер телефона. Все сообщения так или иначе открываются, в отличие от Email.

  • Telegram bot — позволит вам персонально отправлять сообщения подписчикам, которые в вступили в чат с ботом.

  • Viber — быстрый и удобный канал коммуникации. Отправляйте промо-рассылки, транзакционные и триггерные сообщения вашим подписчикам. Стоимость таких отправок дешевле, чем SMS.

  • WhatsApp — это эффективный канал коммуникации, который позволяет выстроить диалог с клиентом в режиме реального времени. Через этот канал вы можете сообщать подписчикам о важных событиях, изменениях по статусам заказа и предстоящих мероприятий.

Действия — элементы, запускающие определенное действие в платформе в момент вхождения профиля.

  • Обновить профиль — обновляет данные выбранных полей профиля подписчика или удаляет значения в этих полях.

  • Импорт в базу данных — копирует профиль подписчика из базы профилей, для которой создан сценарий, в другую.

  • Вызов API — послать GET или POST запрос в другую систему.

  • Обновление статистического сегмента — добавляет профиль клиента в статический сегмент аудитории или удаляет из сегмента.

  • Подписки — подписывает клиента на определённый ресурс или обновляет данные существующей подписки.

  • Промокод — назначает профилю клиента промокод от выбранной программы лояльности.

  • Cтоп-список — добавляет определённые контактные данные клиента (email адрес и номер телефона) в стоп-список платформы. Коммуникация с клиентом по этим данным будет заблокирована. Или наоборот, удаляет контактные данные из стоп-списка, восстанавливая возможность коммуникации с клиентом.

Подробнее об использовании каждого шага вы можете узнать здесь.

Чтобы добавить шаг в сценарий, нажмите на иконку + Элемент:

Итак, предположим клиент зарегистрировался на сайте и тем самым попал в сценарий. Первый шаг — приветственный email. Клиент получает его и переходит на следующий шаг — сегментация аудитории. Сценарий проверяет, подтвердил ли пользователь подписку.

Если условие выполняется успешно, запускается действие — назначение промокода для новых клиентов. Если условие не выполнено (клиент не перешел по ссылке), запускается другое действие — email-напоминание о подтверждении подписки.

В зависимости от дальнейших действий клиента, сценарий может отправить пользователю еще одно напоминание, но уже через SMS канал. Таким образом, каждый клиент, который будет захвачен сценарием, шаг за шагом пройдет его.

Приветственная цепочка

Шаг 5. Активируйте сценарий

Нажмите кнопку "Активировать сценарий" для запуска сценария, а затем сохраните его. После активации сценарий начнёт захватывать профили, согласно заданным условиям.

Чтобы остановить сценарий, нажмите кнопку "Деактивировать сценарий" и сохраните его.

Также активировать и деактивировать сценарий можно из общего списка:

Шаг 6. Анализируйте сценарий

Анализировать эффективность ваших сценариев вы можете непосредственно в форме редактирования сценария, а увидеть подробную статистику по кампаниям, которые были задействованы, позволит Отчёт по каналам.

Статистика прохождения сценария клиентами

На нижней панели сценария указаны:

  • Общее количество профилей, вошедших в сценарий.

  • Количество профилей, завершивших сценарий.

  • Ошибки, возникшие в процессе работы сценария.

В самом сценарии над каждым элементом показано, сколько клиентов достигли этого этапа и сколько из них затем перешли на следующий:

Просмотр статистики доступен в двух режимах:

  • Статистика за период

  • Статистика в реальном времени

Аналитика рассылок в сценарии

Воспользуйтесь отчётом по каналам, чтобы посмотреть эффективность рассылок, которые были запущены сценарием. Для этого перейдите в раздел "Аналитика".

Чек-лист

  1. Подготовьте шаблоны писем.
  2. Перейдите в раздел "Сценарии" и создайте новый сценарий.
  3. Укажите базу, профили которой будут участвовать в сценарии.
  4. Выберите, что делать с пользователем, если он попал в сценарий повторно.
  5. Настройте триггер: при его срабатывании профиль попадет в сценарий.
  6. Постройте цепочку, используя элементы.
  7. Сохраните сценарий и активируйте его.
  8. Оцените эффективность с помощью отчёта по каналам.

Заключение

Настройте сценарий автоматизации — и вам больше не придется тратить время на одни и те же рутинные действия. За несколько минут вы автоматизируете рассылки, сегментацию целевой аудитории и назначение промокодов. Сценарии позволят вам управлять лояльностью клиентов, мотивировать их совершить целевое действие и даже добавить геймификацию в маркетинг.

Может быть интересно