Мемы в маркетинге: как эффективно использовать
Мем — это идея или образ, который становится медиа-вирусом. Смешные и актуальные мемы проникают во все сферы нашей жизни, включая мир маркетинга.
Известные мемы создаются на основе шаблона, а люди уже приспосабливают их под свою ситуацию. Пример — коты, которые говорят: «Наташ, вставай». Многие бренды использовали этот мем у себя в соцсетях. Особенно выделилась компания «Альфа.Банк» — они сделали видео мем.
В статье расскажем, что такое мем, погрузимся в историю, узнаем почему они так популярны и как их использовать в digital-маркетинге.
Популярный мем с котами, которые говорят: «Наташ, вставай»
Пример применения мема в рекламе от «Альфа.Банка»
История мемов
«Мем» с древнегреческого означает «подражатель, имитатор». Данный термин впервые был введён Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Учёный понимал под этим термином популярные тенденции, которые передаются из поколения в поколение.
Самый первый мем появился в 1921 году, его нашли в американском юмористическом журнале Judge. Подпись к картинке гласила: «Как, по-твоему, ты выглядишь, когда загорается вспышка | Как ты выглядишь на самом деле».
Старый мем в юмористическом журнале Judge
Сейчас мем считается объединением разных символов и фраз, которые быстро распространяются в интернете. Часто мем путают с вирусным контентом. Однако их отличие в том, что вирус пересылают в оригинальном виде, а мем меняют под ситуацию или, в случае брендов, под стиль компании.
Далее разберём этапы популярности мемов: зарождение, пик и спад.
Зарождение мемов
Мемом может стать всё, что угодно: высказывание известной личности, новости, моменты из фильмов, посты и т. д. Главное, чтобы событие вызывало яркие эмоции у людей и запускало цепную реакцию.
Например, сейчас расскажем, как появился смешной мем с Ждуном. В 2016 году создали скульптуру около детской больницы в Лейдене, которая олицетворяла ожидающего в очереди в надежде на выздоровление. В России персонаж стал популярным в 2017 году. Он сразу стал мемом – одновременно грустный, милый и оптимистичный. Компании тоже не прошли мимо этого трогательного персонажа.
Пример использования популярного мема компанией «Билайн»
Пик популярности
С развитием социальных сетей мемы стали более доступными. Некоторые из них пережили бурный рост популярности, став истинными культурными явлениями, а некоторые актуальны всего несколько дней. Например, в 2013 году стала знаменитой японская собака шиба-ину по кличку Кабоссу. Снимки весёлой собачки распространились по всему интернету и быстро стали мемом.
Мемы — эффективный инструмент digital-маркетинга
Спад
Со временем некоторые мемы теряют актуальность и перестают быть популярными. Это вызвано изменением контекста, сменой интересов аудитории или появлением новых, более актуальных мемов.
В чём секрет популярности мемов
Популярность мемов объясняется несколькими факторами. Во-первых, они обладают высокой вирусностью и ими легко поделиться в соцсетях. Во-вторых, мемы вызывают яркие эмоции: смех, ностальгию, радость и другие чувства. Это делает их привлекательными для широкой аудитории.
Мемы помогают пользователям:
Найти своих единомышленников. Мем картинки, которые нравятся одной группе людей, другой покажутся неинтересными. Таким образом, люди сегментируются по интересам.
Быстро реагировать на ситуацию. Фото мем может заменить тысячи слов. Пользователям нравится обмениваться забавными картинками в соцсетях, поэтому для компаний создание мемов — это отличный способ продвижения. Этим часто пользуется Aviasales.
Создавать контент. Мемы помогают пользователям придумывать забавные картинки под конкретную ситуацию, и это не будет нарушать авторские права.
Таким образом, известные мемы отражают культуру и народное творчество в цифровой среде. Как раньше передавались легенды, сказки, поговорки, так сейчас распространяются новые мемы.
Как продвигаться с помощью мемов
Сейчас компании всё чаще стали делать мемы для продвижения продукции. Такой инструмент привлекает внимание аудитории и вызывает у неё положительные эмоции.
Компании размещают мемы в соцсетях, мессенджерах, придумывают креативные маркетинг мемы, как, например, реклама со знаменитым персонажем Гарольдом.
Креативная реклама с одним из самых известных персонажей — Гарольдом
Чтобы интегрировать мемы в маркетинговую стратегию, стоит помнить о следующих правилах:
- Изучите целевую аудиторию. Вы должны понимать её потребности и желания. Только так вы создадите уникальный и актуальный контент.
- Работайте над узнаваемостью стиля. Используйте характерные мемы, которые связаны с вашим брендом. Это повысит известность среди аудитории.
- Реагируйте на текущие события и тренды. Это поможет вашему бренду оставаться на плаву и быть ближе к аудитории.
- Призывайте подписчиков создавать мемы, связанные с вашим брендом. Это интересный способ взаимодействия с аудиторией и привлечения её внимания.
В основном, маркетологи используют собственные мемы не для продажи товаров или услуг, а для увеличения узнаваемости компании, SMM-продвижения и работы над имиджем. Для усиления эффекта картинки мемы можно адаптировать под стилистику бренда — добавить свой шрифт, цветовую гамму и логотип.
Резюме
Мемы — это не только средство развлечения, но и мощный инструмент digital-маркетинга. Их преимущества: быстрая передача нужной информации, позитивное взаимодействие с пользователями и увеличение узнаваемости бренда.
При использовании мемов важно помнить о контексте и культурных особенностях, чтобы эффективно общаться с аудиторией и создавать уникальные маркетинговые кампании.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Там вы найдёте самые интересные тренды и новости в сфере digital-маркетинга и технологий. Подписывайтесь и будьте в теме вместе с нами!